Ч а с т ь  ш е с т а я.

 

 

Дорогой апостолов

 

Не бойтесь, как легкие воздушные шарики разлетайтесь по всем континентам. Устремляйтесь вдаль без оглядки, затеряйтесь среди униженных и обездоленных.

Малая сестра Магдалена Иисуса

 

 

1

 

Хотя последние годы жизни отца Александра были заполнены до предела общением с людьми, он по своей природе был скорее человеком кабинетным, любящим отшельническое уединение и писательский труд. Лучше всего батюшка чувствовал себя в библиотеке или за письменным столом. И если бы он следовал своим склонностям, то, вероятно, и сейчас еще жил и работал бы в своем деревенском приходе, где два священника, чередуясь, служат по неделям, что очень удобно для клирика-богослова.

Конечно, и в уединении, и в молитве, и в творческих занятиях батюшка служил Богу. Но не этот тихий, спокойный образ жизни считал он своим призванием. Он был пастырем для сотен мирян, которым нужно было показать апостольский путь в наше время. А для самого батюшки образцом были святые, также поменявшие монастырский затвор на открытое служение обществу.

Отец Александр приводил в пример Серафима Саровского, который был безмолвным отшельником, затворником, но потом вышел к людям. Также преп. Сергий хотел укрыться навсегда в лесах, а стал человеком, который посвятил все силы своему народу. Эти и множество других примеров, по мнению батюшки, показывают, в чем Господь видит призвание христиан.

 

Христианство тем и отличается от других религий, что его Основатель продолжает таинственно, но реально пребывать в Своих учениках и действует через них в нашем мире. Это приобщение к Своей жизни Господь дарит людям через Второе рождение, которое умножает Его воплощенное Тело - Церковь.

«Для нас с вами, - говорил отец Александр, - это есть начало новой жизни, потому что раз Бог входит в нашу обычную, простую, земную человеческую жизнь, значит, она уже перестает быть простой, земной и обычной. Она становится  о с в я щ е н н о й.

И нам надо, чтобы это ощущение к нам пришло. Это и называется рождением Господа в нас. Вторым рождением.

Мы все должны вместе об этом молиться: чтобы Господь в нас родился. Ибо Он Сам сказал (ясно и точно сказал!), что тот, кто не родится второй раз, тот не может войти в Царство Божие.

 

 

 

 

 

 

Что значит "родиться второй раз"?

Не всем это бывает понятно...

 

 

 

 

 

 

 

 

Представьте себе тяжелобольного человека, прикованного к постели, живущего месяцами в больнице. Но вот какими-то особыми чудодейственными лекарствами этого человека поднимают на ноги...

Или человека, у которого ноги не двигались, глаза еле смотрели, руки ослабели, в теле он чувствовал боль, был как бы обвешан гирями. Но вдруг он ощутил легкость, силу и радость жизни...

В таких случаях говорят: "Он второй раз родился".

А иной раз бывает, что человек испытывает острую опасность, его жизни что-то угрожает, а потом благодаря заступничеству Божию он избавляется от этого, и ему жизнь как бы заново дается. Он  з а н о в о  родился.

Также человек, который для себя открыл нечто важное, что-то понял, пережил и уже на все смотрит по-другому - он тоже заново родился. Для него и окружающие люди, и природа, и события жизни, и книги, которые он читает - все звучит по-новому, как будто бы у него открылись какие-то новые органы ощущений, новые каналы для переживаний...

Каждый из нас знает, что есть в жизни такие мгновения, когда мы как бы рождаемся заново.

И мы все можем сказать, что Господь нас родил вторично для новой жизни... Став христианами, мы уже родились для новой жизни.

Это возрождение, это переживание Божьего присутствия является не единственным моментом, после которого как бы опять идешь по безлюдной каменистой дороге, на которой тебя больше уже никто не сопровождает, не поддерживает, не указывает путь.

Нет! Время от времени это чувство второго рождения снова приходит к нам... И все тогда преображается. Ибо это переживание - совершенно особенное. Этого надо ждать от Господа и просить».

 

 В подлинной молитве, в общении с братьями и сестрами, по мере вхождения в благодатный поток новой жизни у членов малых групп пробуждалось желание ответить на любовь Христа своей любовью, стремление Ему послужить в тех сферах деятельности, которые доступны конкретному человеку.

«Конечно, приятно пойти в храм помолиться, - говорил батюшка, - но иногда лучше послужить своим близким, потрудиться для них, ибо этого хочет от тебя Господь! Это счастье, что у тебя есть силы, чтобы что-то сделать в жизни».

Каким должен быть этот труд для людей, в конечном счете не знает никто, кроме самого человека, которого призывает Господь. Возможностей помогать Богу - великое множество, тем более сейчас, когда стал так широко трактоваться смысл притчи о Страшном Суде. Но во всяком служении главным остается не долг, а доброта и любовь.

«Уходя из храма после причастия Святых Тайн, - говорил отец Александр, - каждый из вас должен решить в своем сердце: "Я иду проповедовать Христа к себе домой, в свою семью, на свою работу". Но проповедовать не так, как иные, просто говоря: мол, я верующий и вам того же желаю. Нет. А показывая всем, чему нас научила вера! Какое она нам дала просветление в сердце, какое она дала нам доброе отношение к людям. Нет большего величия, чем доброта! Но ее так мало в жизни...»

 

Поручая своим духовным детям те или иные дела, отец Александр всегда пытался помочь им раскрыть их призвание и волю Божию. Батюшка говорил, что эта воля не только начертана для нас в Священном Писании, в учении Церкви, она должна быть угадана, познана, почувствована сердцем. У каждого человека есть свое предназначение, и Господь не хочет нам жестко его диктовать. Он хочет, чтобы мы сами услышали, ощутили, искали, вопрошали Его. «Поверьте, Он всегда ответит, если мы будем с любовью и настойчивостью стучать и вопрошать: "Господи, укажи мне Твою волю"».

Кроме того, человек не задуман Богом как самостоятельная, ни от кого не зависящая единица. Даже если он в своей деятельности не связан видимыми нитями с другими людьми, он может осознать, что его труд совершается не ради него самого или абстрактных ценностей, но ради других людей. Когда связи с другими нет, человек падает духом и не выдерживает духовного пути. Но если он не одинок, если его труд необходим людям и благословен Богом, то он будет возрастать в любви и исполнять Его волю.

В одной из проповедей отец Александр говорил о том, как трудились апостолы, пока не благословил и не призвал их Христос:

«Они сказали Ему: "Всю ночь мы трудились и ничего не достигли". Не так ли и мы с вами? Когда действуем без благословения Божия, без большой цели, освященной нашей верой, трудимся, трудимся - и ничего не достигаем. Каждый из вас по своему опыту знает, как часто бывает, что человек о чем-то мечтает, к чему-то стремится, добивается, работает ради какой-то цели, и когда достигнет, опускаются у него руки. И кажется ему, что он шел на высокую вершину, надеясь там найти нечто необыкновенное, но ничего не нашел, кроме голых камней. Поэтому и есть такое мнение, что самая большая радость для человека это сам процесс труда, а не достижение цели. Оказывается, хотим мы гораздо большего, и поэтому, когда достигаются и исполняются наши мечтания, результаты нашего труда нас разочаровывают.

Всякий труд, всякая работа, всякая цель, если они совершаются с благословения Божия, если они совершаются под знаком веры, под звездой Христовой, тогда они становятся совсем иными... Труд уже не является для нас идолом. Мы трудимся во славу Божию. И тогда мы видим, что труд есть благословенное призвание человека. С самого начала рассказывает нам Священное Писание о благословении труда. Первозданный человек был поставлен в мире возделывать и хранить природу. Так говорит нам книга Бытия. И когда сказано было, что труд стал проклятием, мы не должны понимать, что сам труд это проклятие, а просто человек стал трудиться только для себя, и тогда это стало для него тяготой и проклятием. Без благословения Божия труд становится обременительным и даже страшным. Благословенный же труд приносит всегда великий плод. И в истории христианской Церкви мы видим множество примеров того, как сама Церковь освящала труд и как члены ее трудились во славу Божию.

Кто осушал болота в далеких, диких лесах? Монахи, первопроходцы в древние времена. Они трудились там, где еще не ступала нога человеческая. Кто переписывал сотни книг, начиная со Священного Писания, когда еще не печатались книги? Монахи, труженики Церкви.

Кто создавал храмы, которые стоят уже столетия и даже тысячи лет, хотя не было тогда ни таких приспособлений, как теперь, ни таких условий труда, как теперь? Стоят незыблемо эти здания веками, переносят войны, пожары. Вот как трудились люди, осеняя себя крестом.

И не только великие труды, но и самые простые, которые мы несем в своем доме, также могут быть у нас благословенны. Вспомним, что Христос трудился Своими руками и нам с вами это заповедовал.

Итак, будем помнить, что труд во славу Божию - это великое дело. Если мы забываем об этом, то будем подобны ученикам: "Всю ночь мы трудились и ничего не достигли". Но лишь только скажет Господь: "Закинь по правую руку", и тотчас же все будет достигнуто, ибо Он будет с нами, трудящийся и благословляющий нашу жизнь и нашу работу».

 

Батюшка считал, что по мере духовного укрепления, которое человек получает в молитвенной общине, он должен включаться в практическую жизнь Церкви. Каждый христианин, по его мысли, призван стать соучастником Господа в чудесном преображении этого мира.

Если члены молитвенной группы идут и свидетельствуют о Христе своей жизнью среди людей, то они «закваска» миру. Но молитвенная группа «не должна превращаться в гетто, не должна становиться комком в тесте». «Гетто» и «комок» возникают тогда, когда члены общины теряют смирение и начинают претендовать на какую-то особую роль. Напротив, скромная работа ради людей и жизнь в молитвенной общине - это то, что помогает христианам выдерживать порой весьма сложное существование и в то же время освещать своих близких любовью, показывать пример доброты и терпения. Таким образом, община не самоцель, но средство и инструмент, помогающий в служении и христианской жизни.

 

 

2

 

Отец Александр не раз подчеркивал, что сегодня все большее значение приобретает просветительская активность простых христиан. Он указывал на то, что в разных странах уже давно появились миссионеры-неклирики. Это общее движение во второй половине ХХ века получило название апостолата мирян. «И если это признано важным и нужным на Западе, то, при специфическом характере обучения духовенства в России, нам оно тем более необходимо». Ибо уровень образования священников часто не соответствует миссионерским задачам современной Церкви.

Кроме того, как говорил батюшка, духовенства мало, оно загружено богослужениями, требами и прочими многочисленными обязанностями (например, поддержанием храма и др.). Сегодня просто необходимо активное включение мирян в просвещение, в апостольское служение Церкви.

У отца Александра вызывали удивление те молодые люди, которые, недавно придя в Церковь, еще не разобравшись во всех сложностях клиросного служения, во всех ограничениях, которое оно накладывает на христианина, рвались в семинарию или в монастырь. Н. Бердяев говорил: «Церковная жизнь есть полнота жизни, богатство бытия, а не семинарско-поповский-монашеский колпак». Также и отец Александр считал, что «в Церкви должно быть все самое дорогое, все самое ценное, все нами выстраданное в мире — наша любовь, наша мысль и поэзия, наше творчество, отлученное от Церкви старым сознанием». Таким образом, батюшка не хотел, чтобы его духовные дети разделяли мир на светский и духовный и «уходили из мира». Для него это означало не расширение возможностей служить Господу, а их уменьшение.

«Монастыри, — говорил он, — это великая вещь, но они не могут исчерпать все. Уйти туда, “окуклиться”, конечно, стремление сильное. Как мы можем хотя бы частично удовлетворить желание жить святой жизнью? Только одним способом. У нас есть приход, и мы в нем общаемся, и он есть наш монастырь, но это монастырь с открытыми дверями и окнами. Он не является изолированным включением в Церковь, он в достаточной степени открыт. И нам нужно научиться находиться в обществе. Это — самое сложное, даже противное некоторым положение, но ничего не поделаешь! Господь сказал: “Я посылаю вас как агнцев среди волков”. Он же не сказал: “Я вас посылаю на виноградник, где вы будете ловить кайф”, нет: “посылаю вас как агнцев среди волков”. То есть, это по сути довольно трудно. Если христиане не будут находиться в этом мире, то они станут как соль, которая потеряла силу и годна только на то, чтобы ее выбросить. <...>

Почему это так сложно? Здесь заключен таинственный, тонкий парадокс. Парадокс между двумя повелениями. Первое: отделись от них, выйди из их среды. Что общего между Христом и Велиалом? А другое: иди ко всем, иди в мир. Понимаете, мы одновременно являемся детьми мира и детьми Царства Божия. Здесь одно с другим должно соединяться. Легко стать либо сыном века сего, либо таким сыном Царства, который на все земное плюет с высокой колокольни, на нее забравшись. А самый трудный путь — это путь диалектического сохранения баланса между тем и другим. Это творческая задача. Задача трудная, всегда требующая напряжения и не исключающая срывов...»

Средний путь, «царский», по мысли отца Александра, самый сложный, но это есть единственный путь гармонии — путь восхождения человечества. «Царский» путь «это такой путь, когда человек открыт всему миру, любит весь мир, но в то же время особо, неповторимо любит свое. Человек, который высоко ценит свободу, без свободы не может дышать, но понимает, что свобода не есть анархия, своеволие и произвол. Человек, который считает добро высшим идеалом, но не сидит сложа руки, а способен служить добру и влиять на жизнь».

Не случайно батюшке были очень близки стихи Н. Гумилева [1]:

 

 

 

 

 

 

Есть Бог, есть Мир, они живут вовек,

 

А жизнь людей мгновенна и убога,

 

Но все в себе вмещает человек,

 

Который любит мир и верит в Бога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Николай Бердяев справедливо полагал, что религиозный дуализм, из-за которого «человеческое» еще и сегодня не входит в ограду Церкви, - есть хула на Духа Святого. Ибо охранительное, природное, возведенное коллективным (а не соборным), магическим (а не мистическим) сознанием в абсолют, естественно есть вражда против жизненного порыва.

Живя в России, отец Александр понимал, к чему приводит исключительно храмовое христианство. Он, может быть, лучше других видел, что материализм захватил именно те сферы человеческой деятельности (наука, социальная сфера, образование, культура), в которых не участвовала Православная Церковь.

Батюшка считал очень важным, чтобы христианин занимался созидательным трудом, чтобы духовно богатый человек искал не конфронтации с миром, а точек соприкосновения с ним, чтобы привнести в мир то, что имеет.

Перед христианином стоит задача - не противопоставлять себя обществу, но пропитывать его собой, чтобы туда, где царствует разделение, смогла прийти любовь. Не «мечом», не внешней борьбой со злом, но только «инъекциями» добра созидается мистически крепкое тело Церкви.

 

В настоящее время Церкви не хватает именно активных мирян, а не только священников. Но «активный мирянин, - говорил отец Александр, - немыслим без богословской подготовки, не худшей, а втрое лучшей, чем у священников». Батюшка считал такую подготовку возможной для любого образованного человека. Вот почему столько внимания он уделял работе с интеллигенцией; для этого и создавались в его приходе группы подготовки катехизаторов и углубленного изучения Библии. Именно миряне, помогая духовенству, должны сегодня нести миру Слово Божие.

О необходимости знания для всех Священного Писания преп. Серафим Саровский говорил:

«Душу надобно снабдить словом Божиим: ибо слово Божье, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие... Надобно так себя приобучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостию, но исполняет его дара разумения» [2].

Блистательный результат самостоятельного изучения Библии и Отцов Церкви - достижения крупнейших российских богословов, не имевших специального духовного образования: В. Соловьева, Н. Бердяева, братьев Трубецких, Г. Федотова, отца С. Булгакова, который долгое время был мирянином. «Почти весь русский религиозный ренессанс, - говорил батюшка, - был связан с деятельностью активных мирян, а не духовенства». Что же касается сегодняшней России, то здесь он просто не видел другого выбора.

 

4

 

Мы не можем формально перенести опыт святых прошлого в нынешний день. Но нам дано пропустить этот опыт через себя, взяв все лучшее, что есть в традиции Церкви. Только лично приобщившись к потоку предания, можно переотразить его в современных культурных формах — в языке, изобразительном искусстве, средствах массовой информации.

Со дня Пятидесятницы Бог вводит в этот мир Свой Дух через человека-христианина, когда тот встречается с Ним в молитве. Чтобы наше свидетельство было свидетельством не об идеологии, а о живом присутствии Христа, мы, по мнению отца Александра, должны «все время учиться молитве и углублять в себе опыт таинств». Только молящийся человек может стать настоящим богословом, христианином-делателем, апостолом Христовым.

Таким образом, апостолат мирян не означает простую передачу накопленной информации. Это жизнь, наполненная благодатной и нравственной силой. «Дрессированные» люди, считал батюшка, не познавшие великого тяготения Божьей любви, не способны передать свою веру дальше — только набор правил, которые со временем теряют изначальный смысл и становятся предрассудками. Напротив, молитва делает нашу веру настоящей, и это проявляется в милосердии, справедливости и ответственности.

Отец Александр не «усыплял» с помощью религиозной анестезии больное общество, но взращивал воинов Христовых, чтобы те справлялись с общественными проблемами Божией силой и Божией любовью. Он считал, что в этой борьбе христианин-мирянин может сделать не меньше, чем священник.

Некоторые члены Церкви оправдывают свою пассивность ссылками на авторитет, который есть у священника и которого нет у мирянина. Но отец Александр подчеркивал, что представление о необходимости авторитета надо преодолеть. Он был уверен, что авторитарно говорить о Христе не только не нужно, но и вредно, а навязывать свою веру – просто отвратительно. Нужно учиться разговаривать с людьми так, чтобы не насиловать человеческую свободу и не скрываться за саном.

Батюшка подчеркивал, что и сами апостолы не пользовались своим авторитетом и привилегиями. После того, как ученики пережили смерть и Воскресение Христа, они не хотели влиять на людей, совершать чудеса, мистифицировать, не стремились к собственному возвеличиванию; они только хотели служить Слову. «Мы не видим у апостолов ни тени мистификации», — говорил отец Александр. Апостолы могли бы использовать те почести, которые им воздавали, чтобы как-то усилить свою власть в Церкви, свое положение в обществе, но они никогда этого не делали.

Именно поэтому так осторожно относился отец Александр к желанию некоторых своих чад стать священниками. Он прекрасно знал, что непомерное стремление к лидерству, жажда духовной власти в той или иной форме являются для человека главным препятствием на пути стяжания даров Святого Духа. Средство против этого — настоящее христианское смирение, которое приходит после длительной (годами) духовной работы над собой.

«Сказать о себе: “мы — обыкновенные люди” не так просто, — говорил батюшка, — часто желание стать священником возникает у тех, кто стремится стать необыкновенным человеком. А апостолы подчеркивали, что они обыкновенные люди». Трудно сказать о себе, что ты обыкновенный человек, когда находишься наверху славы или занимаешь высокое положение в обществе, но это необходимо. Наше свидетельство должно быть ценно само по себе, без всякого внешнего авторитета. Для такого свидетельства куда важнее внутренне определить свою жизненную задачу, обрести личную позицию, найти свое отношение ко всем главным проблемам мира и Церкви.

Отец Александр соглашался, что есть вещи, которые лучше обсуждать со священником; но все, что касается христианского просвещения, разъяснения и усвоения христианства в жизни, должны делать подготовленные миряне. Также и для желающих креститься лучше, если на их вопросы дает ответы не священник, а мирянин.

 

Как бы предвидя, что скоро его с нами не будет, батюшка прямо говорил, что занимается подготовкой мирян еще и потому, чтобы в случае его смерти все замыслы, все построения, все, что им было наработано, не могло развалиться. Он не считал нормальным, когда каждое следующее поколение христиан начинает с нуля или, как он говорил, «с семени».

Отец Александр хотел, чтобы его взгляды обрели свою жизнь в Церкви, чтобы дерево, посаженное им, могло расти ввысь и вширь. Но для этого, предупреждал он, к проблемам христианского просвещения, мировоззрения, богословия надо подойти серьезно!

Батюшка не говорил, что так же серьезно надо подходить к строительству и реставрации храмов или к делам милосердия — это азы, это начало, без этого как бы и говорить не о чем. Наверное, он был уверен, что в подобных вопросах разберутся и без него. Так и произошло: строительство храмов в России сегодня идет очень активно.

А в том, что он считал главным, — в области подготовки христиан к работе по трем направлениям: «проповедь, свидетельство, присутствие» — тут дело обстоит не так хорошо, тем более, что по-прежнему не хватает людей, способных передать смысл христианской жизни новому поколению.

Знаменательно, что в то время, как православные верующие обеспокоены реставрацией и восстановлением храмов, протестанты занимаются миссионерской проповедью, подготовкой евангелизаторов, которые работают по всей России и весьма успешно.

Однако теперь у нас есть возможность учиться миссионерскому служению не только у протестантов, но и у отца Александра. Учиться находить общий язык с людьми нашего времени, не отождествляясь с ними полностью, но и не отгораживаясь от них стеной архаики. Беря пример с батюшки, мы можем теперь заново, свежо, как бы открывая впервые, определить все те вопросы, которые ставит перед нами Евангелие.

 

5

 

Тем, кто готовит себя к миссионерской работе, надо прежде всего не забывать о христианской этике. Без этики, без молитвы, без духовной жизни, предупреждал батюшка, «богословие это даже не медь звенящая, это намного хуже». Богословие в союзе с безнравственностью дискредитирует христианство. «Тот человек, который щеголяет разрушенной этикой в жизни, пусть лучше прячет свое христианство, пусть лучше скрывает, что он христианин». Не зря преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что «православный не тот, кто не изменяет догматы, а тот, кто имеет жизнь, согласную с Правым Словом».

Действительно, соблазны, которые приносят миру христиане, на несколько порядков страшнее тех, что приносят язычники. Это обусловлено тем, считал отец Александр, что каждый человек имеет веру, которая живет у него где-то в глубине, которую он ощущает смутно и бессознательно как некую очень высокую ценность. И потому он ожидает от христиан, что они будут носителями чего-то особенно прекрасного.

Батюшка говорил: «Христианин должен быть другом язычника, но, будучи христианином, должен сказать: я за тобой пойду всюду, но вот здесь, извини, я должен остановиться... Не обязательно в такой форме, но, по существу, это так» [3].

Не смущаемая ничем доброта, спокойствие, выдержка, нерушимая вера и преданность (которые были так характерны для самого отца Александра) - все это должно отличать человека, встретившего в своей жизни Христа.

Батюшка считал, что сейчас религиозная ситуация в России ближе всего к ситуации в языческом, античном мире. «Мы совершили круг и вернулись к тем временам», - говорил он. Значит, надо заново понять, как тогда побеждало христианство. Отец Александр часто вспоминал Климента Александрийского, утверждавшего, что христианами в его время были люди из самых разных слоев общества, и они везде оказывались самыми лучшими - терпеливыми, надежными, мирными, честными. Также Тертуллиан говорил: «Мы - христиане - находимся в ваших конторах, на ваших кораблях, на ваших рынках, занимаем общественные места, и всюду мы не худшие, а лучшие». История показала, что он был прав. Вот почему было признано христианство, вот почему оно стало развиваться.

Также и сегодня только тот человек, который имеет в своем сердце веру, может нести ее дальше. Вера помогает христианину делать свое дело, не обращая внимания на слабости. Главное чувствовать, что к этому делу тебя призывает Господь. Батюшка подчеркивал, что Бог может из самого неспособного сделать способного. Более того, он считал, что из самых, может быть, негодных могут получиться наиболее пригодные, чтобы люди не думали, что это только их заслуга.

Отец Александр не уставал напоминать, что мы располагаем всем для того, чтобы стать сознательными, разумными христианами, могущими принести пользу своей Церкви и тому обществу, в котором мы живем.

Наше главное богатство - это Сам Христос и Его святые. Среди них иногда восстают такие люди, как отец Александр, познавший Господа так глубоко, как этого не могли сделать даже современники Христа. Значит, и мы можем так же познать Его. И можем исполнить самое заветное желание отца Александра - уже здесь и сейчас войти в чудесное лоно Божественной Любви.

 

6

 

Свобода, которая пришла в Россию, — это аванс, дар Бога, всегда идущего навстречу человеческим усилиям в правильном направлении. Христиане, которые способствуют возрастанию Церкви, создают мистические условия для исправления судеб общества, в котором они живут. Но в то же время именно члены Церкви, которые не понимают, в чем состоит их долг и призвание, наносят своей стране непоправимый вред. Так, отец Александр прямо связывал гонения на Церковь при Хрущеве с тем, что она никак не воспользовалась возможностями, открывшимися перед ней в конце 40-х — начале 50-х годов. Значит, когда христиане не справляются со своими задачами, им и обществу посылаются новые испытания и так до тех пор, пока люди не поймут, в чем их обязанность перед миром.

Сразу после Чернобыльской трагедии отца Александра спросили, не означает ли она для страны то же самое, что падение Силоамской башни для Иерусалима? Отец Александр ответил на вопрос кратко и резко: «Несомненно!»

Евангелие рассказывает, что когда Силоамская башня придавила восемнадцать человек, Господь сказал: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк 13.4). И через несколько десятилетий произошло крушение Иерусалима и разорение Израиля.

Но в конце 80-х годов в России, действительно, началось покаяние. Перед нами открылись новые горизонты, воскресла Церковь, начался медленный, трудный, но все-таки поворот на дорогу общемирового развития. А сейчас о покаянии забыли, преступления советского времени вычеркнули из памяти и вновь мечтают об имперском величии и «сильной» руке. Невольно вспоминаются жестоковыйные спутники Моисея, которые не оценили обретенной свободы и мечтали вернуться в Египет под ярмо фараона.

Сегодняшнее стремление к былому рабству, нераскаянность в ложных идеалах грозят нам, как и Моисееву племени, длительным блужданием по «пустыне» и новыми испытаниями. Ибо в истории Церкви, как и Библейской истории, действует закон условного Обетования [4]. «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор 30.19).

 

Отец Александр изменял духовный климат внутри Церкви и влиял, таким образом, на судьбу страны. Исправляя духовный строй людей, он занимался работой по преобразованию общества.

Говоря о трудах отца Александра ради возрождения Церкви, последние годы его жизни, без сомнения, можно назвать героическими. Он сам был глубоко убежден, что возродить Церковь могут не сибариты, не люди полуправды, не люди компромисса (такие люди вообще никого не могут вести за собой), возродить Церковь может только тот, кто живет героической жизнью.

Именно поэтому такое теплое, любящее отношение было у батюшки к истинным свидетелям Христа: матери Марии Скобцовой, матери Екатерине (кн. Елизавете Федоровне), к А. Бухареву, Г. Павскому, т.е. людям Церкви, которые ради правды Божией, ради высокой жизненной цели много терпели, но не останавливались... Они понимали задачу, которую ставит Евангелие, как относящуюся лично к ним.

Отец Александр мечтал, чтобы его последователи переступили духовно за пределы, поставленные человеческому виду природой, но сделали это уже здесь, на земле, пользуясь всей силой Воскресшего Господа.

«Что дает возможность святым все время переходить границу физического мира, переходить через астральные врата в наш мир? – спрашивал батюшка. Я думаю — любовь к людям, находящимся здесь. И поскольку мы будем углубляться духовно в Церкви, постольку мы будем связаны друг с другом!»

«Ради Господа, ради Христа Спасителя мы приходим (в храм), чтобы понять Его любовь к нам, потому что Он нашу жизнь из жалкого существования превратил в настоящую, в жизнь вечную здесь, на земле, и по ту сторону гроба.

И тогда Он наш... .

Тогда Он наш и вечером, и утром; и в любви, и в испытаниях,

и в трудностях, и в болезнях, и в лучшие минуты нашей жизни.

Тогда мы знаем, что, когда светит солнце — это Его солнце.

Когда мы чувствуем себя здоровыми, —

это Его здоровье, посланное нам.

Когда мы радуемся общению друг с другом —

это Он нам посылает.

Все идет от Него. Все, что мы любим на свете,

всё, что радует наше сердце — это все Он, это все от Него.

Это Его улыбка, Его руки, Его любовь,

которая изливается на нас».

 

Главное, что для нас сейчас важно:

 

«Полюби Господа — и ты не будешь оскорблять Его грехом.

Полюби Господа — и станет тебе противно то,

что ты делал против Его воли.

Полюби Господа — и ты будешь приходить

на Божественную Литургию с радостью,

и молитва будет для тебя светлым окном в темной жизни…

 

Вот главное. Мы — дети Божии.

Много званных, мало избранных.

Мы избранные, хотя этого не заслужили…»

 

Отца Александра во многих областях христианской мысли можно назвать первооткрывателем. Так, принципы эволюционного богословия, сформулированные Тейяром де Шарденом, батюшка открыл для себя в те годы, когда книги католического теолога еще не были известны ни на Западе, ни в России. А целостная концепция борьбы магизма и единобожия, сквозь призму которой отец Александр рассматривал историю религий, – просто новое слово в богословии. То же можно сказать и о понимании им роли малых групп в будущем созидании Церкви.

И все же главное в отце Александре не его организаторская деятельность, не его книги, а необыкновенная вера. Митрополит Ювеналий вспоминал: «Всегда передо мной был пастырь с глубоким призванием, живой верой, бескомпромиссно совершающий служение Святой Христовой Церкви» [5]. А архиепископ Михаил писал: «Это был человек необыкновенной одухотворенности, который вел подвижническую жизнь и закончил ее мученически» [6]. Цельное гармоничное христианство отца Александра вызывает настойчивое желание понять тайну его личности. Его многочисленные труды интересны именно тем, что, изучая их, мы можем соприкоснуться с ним самим, лучше его почувствовать и понять.

Приобщаясь к духовному наследию отца Александра, мы можем сделать и следующий шаг — постараться продолжить его служение, превратить его идеи и планы в практику нашей жизни. Ведь в подражании свидетелям Христовым заложена возможность подражать Самому Христу. Г. Честертон указывал в своей книге о Франциске Ассизском, что мы можем не только «рассматривать Франциска в свете Христа, но… рассмотреть Христа в свете святого Франциска» [7]. Также теперь мы можем лучше рассмотреть Христа в свете отца Александра.

«Пусть каждый, — говорил митрополит Антоний Сурожский, — прикоснувшийся к его святой и мудрой душе, возблагодарит Бога за то, что и в наше безвременье есть подобные ему свидетели Веры, Жизни, Правды – и Божией, и человеческой» [8].

Христианство отца Александра – это будущее Вселенской Церкви. Для него нет временных ограничений. Всегда вечны и непреходящи слова подвижников Церкви, устами которых говорил Святой Дух. Именно Его учение составляет главную ценность в предании Церкви, хотя и принимает в зависимости от этноса и эпохи те или иные обличия. И отец Александр, свидетель Христа в наше время, всегда слышащий Его голос, вложил в мировую духовную сокровищницу не только свои знания и способности, но и свой опыт, помогающий нам, его современникам, живущим на рубеже веков, припасть к неизменному Источнику Вечной Жизни.

 

 

На предыдущую страницу

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz