(«Общая газета». 7-8 июня 2001 года, стр.15.)
Автор этой книги Андрей Еремин близко знал отца Александра Меня на протяжении тринадцати лет. Но перед нами не биография и не очередные мемуары. Книга, как явствует уже из названия, - попытка осмыслить суть пастырского служения Александра Меня, понять его место в прекращающейся традиции Церкви, его значение для современной России.
Актуальность книги сегодня трудно переоценить. К рубежу веков Россия подошла идейно и морально дезориентированной. Многие из былых лидеров борьбы за свободу растратили нравственный авторитет. Различные концепции общественного развития - от безоглядного либерализма до просвещенного консерватизма, от последовательной идеологии правозащитничества до столь же последовательного отстаивания интересов государства - оказались неспособными консолидировать если не общество, то хотя бы его элиту.
Не справилась со своей задачей и Русская православная церковь - вместо того чтобы свидетельствовать о Христе, содействуя духовному обновлению общества, она занялась укреплением своих социальных позиций и замкнулась в ограде обрядового благочестия. Иногда начинает казаться, что единственной, всепроникающей, «консолидирующей» силой сегодня является лишь сила инерции, готовность действовать в соответствии с прежними стереотипами. И эта инерция мышления подталкивает назад, в прошлое, гораздо сильнее, нежели неправые действия властей.
Анализ воззрений Александра Меня на историю Церкви вскрывает причины как исторических бед,
так и сегодняшних проблем русского православия, которое, как и все христианство на рубеже веков, остро нуждается в избавлении от
языческих, статичных элементов
религиозности.
Мень был одним из немногих, кто последовательно, не жалея сил, готовил страну к существованию послетоталитарного режима. И его служение, его жизнь, его представления о роли и задачах христиан в современном мире открывают путь в несамоубийственное будущее.
Крайне злободневен раздел книги, посвященный позиции Александра Меня в вопросах экуменизма. Преодоление вражды между христианами различных конфессий, их объединение он воспринимал как важнейшее условие выживания человечества. Современная цивилизация, стремящаяся к глобальному единству, неминуемо рухнет под грузом неразрешимых конфликтов, если не будет преодолено разделение, прежде всего, между католическим Западом и православным Востоком, считал Александр Мень. Таким образом, концепция христианской глобализации, выдвинутая сегодня Папой Иоанном Павлом II, была сформулирована Александром Менем гораздо раньше - более 10 лет назад.
Завершает книгу пронзительный «Эпилог», где автор делится личными размышлениями о мистических причинах и обстоятельствах гибели Александра Меня. Впрочем, живое присутствие Александра Меня ощущаешь на каждой странице. Пастырь и проповедник, мыслитель и историк религии, апологет и мученик, он предстает в книге живым воплощением и носителем того подлинного, возвышенного христианства, которое способно служить «закваской» и в современном мире.
Наталья
Сиривля