«Он был горящей свечой, которую
Господь зажег в России, во время ее страданий».
(«Приходская Газета» храма св.
бесср. Космы и Дамиана в Шубине, № 27, июль-август 2001 года)
Эта книга не
относится к жанру воспоминаний, хотя в ней есть личные впечатления и
наблюдения, слова и фразы, запомнившиеся автору, сказанные, возможно, в
частной беседе или на исповеди, и т.д. И это понятно: с 1977 года Андрей Еремин
был прихожанином храма в Новой Деревне, с 1981 года — алтарником о.
Александра, встречался с ним на службах каждое воскресенье, а то и несколько
раз в неделю. Но именно это и побудило его написать книгу об о. Александре как
о пастыре трудной эпохи рубежа тысячелетий. «У меня нет особых преимуществ
перед другими учениками отца Александра Меня, которые позволили бы мне взяться
за написание его биографии... Но в этом, слава Богу, нет острой необходимости»,
— пишет Андрей Еремин в предисловии. Действительно, о жизни о. Александра мы
знаем, кажется, уже все: о его семье, о духовных наставниках, об учебе, о
служении в разных храмах, о написанных им книгах, о прочитанных лекциях и т.д.
Но ведь отец Александр был, прежде всего, приходским священником, пастырем,
исповедником, духовным наставником. И если личные советы, какие-то детали его
пастырства отрывочно проскальзывают во многих воспоминаниях его духовных
детей, то целостный образ о. Александра как пастыря представлен впервые именно
в книге Андрея Еремина.
Эта книга очень
своевременна. Она появилась именно тогда, когда число мифов и домыслов вокруг о.
Александра переполнило меру. И так важно, что в книге ясно и отчетливо звучит
голос о. Александра, и он в ней встает перед нами в полный рост. Это — самое
главное достоинство книги. Автор намеренно убирает себя «из кадра», чтобы мы
могли лучше увидеть о. Александра, понять его, прислушаться к тому, что он
говорил, вникнуть в то, что он думал, понять, зачем он был послан нам именно в
это время. Иногда кажется, что скупой аналитический стиль изложения чересчур
стремится к объективности и автору не хватает каких-то красочных литературных
приемов. На самом деле Андрей Еремин избегает литературности намеренно. Да и
таков жанр книги — это размышление, духовно-интеллектуальный портрет о.
Александра. Этот жанр принципиально отличается от жанра воспоминания, где,
как правило, даже самый корректный и смиренный автор нет-нет, да и припишет
что-то от себя. Вообще большинство воспоминаний пишутся по принципу «Я и отец
Александр», и за этим «Я» как-то фигура батюшки просматривается с трудом.
Видимо, этого и боялся Андрей Еремин. Да и вообще жанр воспоминаний — это жанр
фрагментарный, так устроена наша память: что-то мы запоминаем, а что-то
ускользает от нас, и из этих клочков потом сшивается лоскутное одеяло.
А отец Александр был очень цельным человеком,
последовательным в своих духовных поисках, размышлениях, служении, и именно
это удалось передать автору книги. Андрею Еремину удалось также показать, насколько о. Александр гармонично
существует внутри православной традиции. И это не натяжка, не «наш ответ
Чемберлену», то есть всем тем, кто обвиняет батюшку в нарушении всех канонов и
правил (о них, видимо, меньше всего думал автор). Просто в книге показано,
что не просто те или иные мысли о. Александра совпадают со святыми отцами
(которых, кстати, он знал блестяще), но что он мыслит вполне по-святоотечески.
В то же время батюшка свободно полемизирует или, напротив, соглашается с
русскими религиозными философами, говоря с ними также на одном языке. И в то
же время во многих вопросах его позиция противоположна позиции диссидентов,
политических и религиозных, и в нем наряду со свободой мысли жило и глубокое
уважение к священноначалию Церкви, к самому принципу духовной иерархии как
основе космического устройства мира.
По прочтении книги
понимаешь, что отец Александр был не просто священником и религиозным
писателем, проповедником и просветителем, он был ярким мыслителем с гармоничным
и солнечным мировосприятием. Все, что он когда-либо прочел, услышал, понял, он
пропустил через себя, всякая мысль находила в его мировоззрении свое место,
как кирпичик в постройке, как атом в мироздании. И ничего не было в нем
хаотичного или случайного. При этом он был живым человеком, живо реагировал на
все и на всех, он любил жизнь, а не только мыслил о ней в богословских категориях,
и заражал каждого своей жизнелюбием.
В книге приведено немало молитв о.
Александра, и это показывает, насколько его церковное служение, интеллектуальная
и общественная жизнь были глубоко укоренены в личной молитве. Об этом фундаменте
он предупреждал и своих духовных детей, ибо без молитвы дом не стоит, любое
здание самой блестящей карьеры—церковной или светской — рассыплется без
индивидуального предстояния Господу. И он не только учил этому, он сам жил
именно так.
Наш настоятель, отец Александр Борисов, прочтя эту книгу, сказал, что для него это настоящий учебник по пастырскому богословию. Хочется верить, что книгу Андрея Еремина прочтет немало священников, которым о. Александр поможет стать поистине добрыми пастырями, как и заповедал всем пастырям через благословение апостола Петра Господь. Таким добрым пастырем был и сам о. Александр.
Не сомневаюсь, что эту книгу будут читать те, кто знал о. Александра при жизни, прежде всего, его духовные дети, узнавая с радостью его светлый и чистый лик, его высокий и ясный дух. Конечно, книгу будут читать и те, кто знает отца по книгам, по аудиозаписям лекций и бесед, кого привело ко Христу его слово. И это поможет им понять о. Александра как личность, как Христова свидетеля, как служителя не только слова, но, прежде всего, — как апостола любви.
Хочется думать, что эту книгу прочтут и те, для кого имя о. Александра ненавистно, кто подозревает его в ересях и искажениях Православия, кто ищет у него крамолу и тайные замыслы. Пусть прочтут и убедятся в обратном. Свет, исходящий из этого человека, может не принять лишь тот, кто более возлюбил тьму, потому что это свет Христов. Христос был для него всегда Альфой и Омегой, и в этой жизни и в вечности. Вместе с апостолом Павлом отец Александр мог бы сказать про себя: «И жизнь — Христос, и смерть — приобретение».
В конце книги Андрей Еремин пишет: «В XIX веке Бог
даровал России гениального поборника единства христиан Владимира
Соловьева. “Когда приходите на его
могилу, — говорил батюшка, — помните, что этот человек жив”. В XX веке Бог
даровал России великого мыслителя, священномученика отца Александра. На его могиле
мы также должны помнить, что этот человек жив. Ибо святые являют нам
Воскресение, невидимое, но истинное, еще до всеобщего воскресения…
Отец Александр был горящей свечой, которую Господь
зажег в России во время ее страданий, ее крестного хода к возрождению Церкви.
И теперь, когда эта свеча погасла, необходимо зажечь ее снова, сохранить этот
огонь и передать потомкам. Чтобы пришло для православных христиан то время,
когда на Пасху они воспоют вместе со всеми христианами мира: “Христос воскресе
из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!”»
Ирина Языкова