«Он был горящей свечой, которую Господь зажег в России, во время ее страданий».

 

(«Приходская Газета» храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, № 27, июль-август 2001 года)

 

 

Эта книга не относится к жанру воспоминаний, хотя в ней есть личные впечатления и наблюдения, слова и фразы, запомнившиеся авто­ру, сказанные, возможно, в частной беседе или на исповеди, и т.д. И это понятно: с 1977 года Андрей Еремин был прихожанином храма в Новой Де­ревне, с 1981 года — алтарником о. Александра, встречался с ним на служ­бах каждое воскресенье, а то и не­сколько раз в неделю. Но именно это и побудило его написать книгу об о. Александре как о пастыре трудной эпохи рубежа тысячелетий. «У меня нет особых преимуществ перед други­ми учениками отца Александра Меня, которые позволили бы мне взяться за написание его биографии... Но в этом, слава Богу, нет острой необходимос­ти», — пишет Андрей Еремин в пре­дисловии. Действительно, о жизни о. Александра мы знаем, кажется, уже все: о его семье, о духовных настав­никах, об учебе, о служении в разных храмах, о написанных им книгах, о прочитанных лекциях и т.д. Но ведь отец Александр был, прежде всего, приходским священником, пастырем, исповедником, духовным наставни­ком. И если личные советы, какие-то детали его пастырства отрывочно про­скальзывают во многих воспоминани­ях его духовных детей, то целостный образ о. Александра как пастыря пред­ставлен впервые именно в книге Анд­рея Еремина.

Эта книга очень своевременна. Она появилась именно тогда, когда число мифов и домыслов вокруг о. Александра переполнило меру. И так важно, что в книге ясно и отчетливо звучит голос о. Александра, и он в ней встает перед нами в полный рост. Это — самое главное достоинство книги. Автор намеренно убирает себя «из кадра», чтобы мы могли лучше уви­деть о. Александра, понять его, при­слушаться к тому, что он говорил, вникнуть в то, что он думал, понять, зачем он был послан нам именно в это время. Иногда кажется, что скупой аналитический стиль изложения черес­чур стремится к объективности и ав­тору не хватает каких-то красочных литературных приемов. На самом деле Андрей Еремин избегает литературно­сти намеренно. Да и таков жанр кни­ги — это размышление, духовно-ин­теллектуальный портрет о. Александ­ра. Этот жанр принципиально отлича­ется от жанра воспоминания, где, как правило, даже самый корректный и смиренный автор нет-нет, да и припишет что-то от себя. Вообще большин­ство воспоминаний пишутся по прин­ципу «Я и отец Александр», и за этим «Я» как-то фигура батюшки просмат­ривается с трудом. Видимо, этого и боялся Андрей Еремин. Да и вообще жанр воспоминаний — это жанр фраг­ментарный, так устроена наша па­мять: что-то мы запоминаем, а что-то ускользает от нас, и из этих клочков потом сшивается лоскутное одеяло.

 

А  отец Александр был очень цельным человеком, последовательным в сво­их духовных поисках, раз­мышлениях, служении, и именно это удалось пере­дать автору книги. Андрею Еремину удалось также показать,   насколько о. Александр гармонично существует внутри православной тра­диции. И это не натяжка, не «наш от­вет Чемберлену», то есть всем тем, кто обвиняет батюшку в нарушении всех канонов и правил (о них, видимо, мень­ше всего думал автор). Просто в кни­ге показано, что не просто те или иные мысли о. Александра совпадают со святыми отцами (которых, кстати, он знал блестяще), но что он мыслит впол­не по-святоотечески. В то же время ба­тюшка свободно полемизирует или, напротив, соглашается с русскими ре­лигиозными философами, говоря с ними также на одном языке. И в то же время во многих вопросах его пози­ция противоположна позиции дисси­дентов, политических и религиозных, и в нем наряду со свободой мысли жило и глубокое уважение к священ­ноначалию Церкви, к самому принци­пу духовной иерархии как основе кос­мического устройства мира.

 

По прочтении книги понимаешь, что отец Александр был не просто свя­щенником и религиозным писателем, проповедником и просветителем, он был ярким мыслителем с гармонич­ным и солнечным мировосприятием. Все, что он когда-либо прочел, услы­шал, понял, он пропустил через себя, всякая мысль находила в его мировоз­зрении свое место, как кирпичик в по­стройке, как атом в мироздании. И ничего не было в нем хаотичного или случайного. При этом он был живым человеком, живо реагировал на все и на всех, он любил жизнь, а не только мыслил о ней в богословских катего­риях, и заражал каждого своей жизне­любием.

В книге приведено немало молитв о. Александра, и это показывает, на­сколько его церковное служение, ин­теллектуальная и общественная жизнь были глубоко укоренены в личной мо­литве. Об этом фундаменте он предуп­реждал и своих духовных детей, ибо без молитвы дом не стоит, любое зда­ние самой блестящей карьеры—церковной или светской — рассыплется без индивидуального предстояния Господу. И он не только учил этому, он сам жил именно так.

Наш настоятель, отец Александр Борисов, прочтя эту книгу, сказал, что для него это настоящий учебник по пастырскому богословию. Хочется верить, что книгу Андрея Еремина прочтет немало священников, кото­рым о. Александр поможет стать по­истине добрыми пастырями, как и за­поведал всем пастырям через благо­словение апостола Петра Господь. Таким добрым пастырем был и сам о. Александр.

 

Не сомневаюсь, что эту книгу бу­дут читать те, кто знал о. Александра при жизни, прежде всего, его духов­ные дети, узнавая с радостью его свет­лый и чистый лик, его высокий и яс­ный дух. Конечно, книгу будут читать и те, кто знает отца по книгам, по аудиозаписям лекций и бесед, кого привело ко Христу его слово. И это поможет им понять о. Александра как личность, как Христова свидетеля, как служителя не только слова, но, прежде всего, — как апостола любви.

 

Хочется думать, что эту книгу прочтут и те, для кого имя о. Александ­ра ненавистно, кто подозрева­ет его в ересях и искажениях Право­славия, кто ищет у него крамолу и тай­ные замыслы. Пусть прочтут и убедят­ся в обратном. Свет, исходящий из это­го человека, может не принять лишь тот, кто более возлюбил тьму, потому что это свет Христов. Христос был для  него всегда Альфой и Омегой, и в этой жизни и в вечности. Вместе с апосто­лом Павлом отец Александр мог бы  сказать про себя: «И жизнь — Христос, и смерть — приобретение».

В конце книги Андрей Еремин пи­шет: «В XIX веке Бог даровал России гениального поборника единства хри­стиан Владимира Соловьева.  “Когда приходите на его могилу, — говорил батюшка, — помните, что этот чело­век жив”. В XX веке Бог даровал Рос­сии великого мыслителя, священномученика отца Александра. На его мо­гиле мы также должны помнить, что этот человек жив. Ибо святые являют нам Воскресение, невидимое, но истинное, еще до всеобщего воскресе­ния…

Отец Александр был горящей свечой, которую Господь зажег в Рос­сии во время ее страданий, ее крест­ного хода к возрождению Церкви. И теперь, когда эта свеча погасла, не­обходимо зажечь ее снова, сохранить этот огонь и передать потомкам. Что­бы пришло для православных хрис­тиан то время, когда на Пасху они воспоют вместе со всеми христиана­ми мира: “Христос воскресе из мерт­вых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!”» 

Ирина Языкова

 

Hosted by uCoz