Прот. Александр Мень
(Составлено
Андреем Ереминым)
Есть два пути: один — жизни и один cмерти;
Велико же различие между этими путями
(Дидахе , гл. 1)
Предисловие.
В предисловии к книге «Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже
веков» я уже писал, что одновременно с созданием архива магнитофонных
пленок и видеозаписей в начале 90-х годов мне пришлось
расшифровать и редактировать множество
проповедей отца Александра. В результате этой работы в 91-92 годах были выпущены огромным тиражом три книги
проповедей. А с 93 по 95 год мною были
расшифрованы, отредактированы, литературно обработаны почти все исповеди отца
Александра. Свести их в одну книгу было намного труднее, чем проповеди, и вот
почему.
Прочтя их в большом
количестве, я обнаружил следующее.
Набор грехов и немощей человеческих не бесконечен, и священнику приходится на исповеди часто говорить об одном и том
же. Также и способы объяснения одних и тех же человеческих проблем не могут
слишком сильно варьироваться. По всей видимости, отец Александр подбирал слова
для помощи кающимся в соответствие со
своим опытом годами. В конце концов, по
определенным темам у него складывался
набор наиболее выпуклых образов. Но так как исповедь - жанр устный, в
одних случаях эти образы озвучивались удачнее, чем в других. Стало ясно, что
при издании всех исповедей подряд, мы неминуемо столкнемся с вариациями и даже
повторениями одних и тех же мыслей о. Александра. Тогда я попробовал вычленить
из общего потока исповедей уникальные объяснения. Получились замечательные тексты, которые иначе, чем
медитациями не назовешь. Когда их набралось достаточное количество, я понял, что имеет смысл группировать эти
медитации относительно определенных
исповедальных тем.
В процессе литературной обработки
расшифрованных магнитозаписей я выписывал эти темы и сортировал
литературные образы, выбирая лучшие. Конечно, это делалось на мой вкус, и
другой человек мог бы сделать эту работу иначе. Но сам принцип - выбирать
лучшее из произнесенного по каждой теме - мне кажется, был выбран правильно.
В те же годы мне довелось заниматься подготовкой радиопередач о
молитве для радио Нотр Дам в Париже (Главный редактор - Ирина Алексеевна
Илловайская). В процессе работы над сценариями пришлось проштудировать тома
христианских подвижников. Я увидел, что все молитвенные интуиции отца
Александра находятся в общем русле с духовной практикой Единой Церкви. То у одного святого, то у
другого я находил параллели к исповедальным медитациям отца Александра. Еще
глубже, чем при его жизни, я понял,
насколько крепко стоял мой духовник на плечах своих предшественников –
апостолов, учителей Церкви, мучеников.
Я также понял, что блестящие исповедальные проповеди отца Александра нельзя
предлагать как какое-то новое откровение. Их необходимо давать на фоне
высказываний близких ему святых. Я считаю, что
только такое прочтение принесет поистине настоящую пользу.
Скажу честно, моя позиция не нашла в те годы понимания среди людей, отвечающих за публикацию его наследия. Поэтому тексты, которые я выкладываю на этом сайте, хотя и были подготовлены более 10 лет назад, до последнего времени не могли быть опубликованы в печати. Недавно фонд отца Александра издал сборник общих исповедей под названием «Прости нас, грешных». Таким образом, у меня появилась возможность, воспользовавшись Интернетом, представить на суд общественности свою литературную версию этих исповедей. Полагаю, исповедальные проповеди отца Александра могут оказать серьезную помощь в подготовке мирян и священников к таинству покаяния. Я не возражаю против любого цитирования этих материалов в Интернете, но убедительно прошу всех, кому захочется распространять «Слово о покаянии» или какие-то его части в виде платной печатной продукции, обращаться за разрешением к держателям авторских прав отца Александра Меня.